Как мы видим искусство? Искусство выражает обобщенные смыслы мира через конкретные образы. Однако видение этих образов является различным у каждого из нас.
Джон Берджер, арт-критик и лауреат Букеровской премии, в своей книге «Как мы видим» сосредоточивается именно на том, как люди видят произведения искусства, и рассказывает, что влияет на наше отношение к ним в настоящее время. Рисунок добро в сказке и другие тематические картинки можно скачать онлайн в любое удобное для вас время. На примере живописи и рекламы Берджер показывает, что вместе с сюжетным наполнением изображения несут в себе определенное идеологическое значение.
Видение предшествует словам. Ребенок начинает видеть и распознавать предметы еще до того, как учится говорить. После того, как мы начинаем видеть, приходит осознание, что нас также видят. Благодаря этому мы определяем свое место в окружающем мире. Однако связям между тем, что мы видим, и тем, что знаем, всегда будет не хватать определенности.
В книге Берджера заложена идея разницы между зрением и видением. Глаза дают нам возможность смотреть, но видение предполагает еще и понимание контекста и темы. Наше зрение активно, оно удерживает предметы в пространстве и определяет все то, что существует вокруг нас.
Берджер считает, что наши способы восприятия часто лишены спонтанности, ведь они обусловлены многими внешними условиями. Способ видения искусства прошлого позволяет рассуждать об изменениях, произошедших в социальных и политических механизмах сегодня. Прошлое и настоящее — тесно связаны. Из прошлого, как из источника, мы можем черпать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.
Идея о том, что видение является политическим актом, ярко проявляется в эссе Берджера о женском теле в исторической перспективе. Автор акцентирует внимание на концепции гендерных различий, которая со времен Ренессанса основывалась на идее, что тот, кто смотрит на картину, — мужчина. Тогда как изображенная женщина — это объект, на который направлен взгляд мужчины. Здесь Берджер проводит параллель с механизмами работы и влияния рекламы в современном мире и находит, что она так же предлагает взглянуть на женское тело, как на объект, а также активно использует визуальные образы женщины из произведений искусства прошлого.
Все изображения созданы человеком. Сначала они создавались для того, чтобы воспроизвести образ отсутствующего предмета или существа. Со временем стало понятно, что изображение показывает, как предмет или существо выглядели раньше — как их когда-то видели другие люди. Изображения — точнее и богаче памятников или текстов.